Общее описание
Японцы меняются. И самые решительные перемены - не внешние, а внутренние.
Главные черты японского характера - аккуратность, скромность, терпение -
похоже, постепенно улетучиваются. Говорят, что последствия этого трудно
сейчас предсказать.
Японцы - это заметно почти с первого знакомства с ними - в массе своей не
религиозны. Они с удовольствием венчаются в христианской церкви (неважно
какой - католической или православной, лишь бы красиво было). Хотя на Новый
год заглядывают в свой синтоистский храм, чтобы купить амулет. Отпевают
отошедших в мир иной жителей Страны восходящего солнца буддистские монахи.
За всю историю Япония не знала религиозных войн и религиозной нетерпимости.
Даже гонения на христианство в начале XVII века носили чисто политическую
окраску, поскольку отцов-иезуитов здесь вполне справедливо как агентуру
надвигавшихся на Дальний Восток западных колониальных держав.
По-настоящему истово японцы верили всегда в земные, но от этого не менее
существенные ценности - бережливость, аккуратность, скромность, умение
терпеть, помалкивать и верить в будущее, уважать родителей, начальство и
окружающих, неукоснительно выполнять свои обязанности в малом и большом.
Если сказано стоять на перекрестке на "красный свет" - надо стоять. Если
велено в инструкции закручивать гайку на пять с половиной оборота - будут
делать именно так, а не иначе.
В столице Страны восходящего солнца - Токио - проживает каждый десятый
японец. Образ Токио воплощает наиболее характерные черты портрета этой
страны. Когда мы говорим о национальной самобытности японцев, то не всегда
отдаем себе отчет в том, что многие особенности их быта и поведения
порождены теснотой. Именно она заставляет людей жить как бы <поджав локти>,
что составляет суть японской этики.
На территории немногим больше Финляндии живет более 120 млн. человек - всего
чуть-чуть меньше, чем в России. К тому же большая часть Японии занята
горами.
Лицо японской столицы - это не улицы и не здания. Это - люди. Город просто
поражает гигантским их скоплением. Душа Токио - это стихия толпы,
воплощенная в бесконечных людских и транспортных потоках и в столь же
беспорядочных скопищах домов.
В Токио нет мест, которые олицетворяли бы японскую столицу, как Кремль -
Москву, а Биг Бен - Лондон. Даже географический центр Токио - Императорский
дворец - не доминирует над городом и со стороны воспринимается как
обнесенный рвом парк.
Кстати, Токио поначалу именовался Эдо и обрел свое нынешнее название лишь
чуть более 130 лет тому назад. В 1868 году император Мэйдзи отстранил от
власти сегунов - военачальников, традиционно управлявших страной, и
перебрался сюда из древней столицы - Киото. Мемориальный комплекс Мэйдзи с
парком и крупнейшим в столице синтонистским храмом стоит обязательно
посетить, как побывать и в Асакусе, где находится наиболее интересный
буддийский храм, вокруг которого раскинулась издавна любимая горожанами
ярмарка.
Еще одно примечательное место - мост Нихонбаси, от которого некогда
начинался старинный тракт Токайдо. Путешествие по нему до Киото - верхом или
на паланкине - раньше занимало почти месяц. Ныне сюда можно добраться на
экспрессе - всего за два часа.
Токио не богат архитектурными ансамблями. Однако это не означает, что там
нет красивых мест. Приятно погулять возле Императорского дворца, к которому
прилегает дворцовый центр города Маруноути и парк Хибия. Интересно побродить
и среди небоскребов Синьдзюку, где старый увеселительный район до сих пор
обогащается высотками.
Помимо своей хаотичности, Токио был и остается загадочным лабиринтом не
только для приезжих, но и для местных жителей. Адресов в нашем понимании
здесь практически нет. Например, название Гиндза - это скорее
пространственное понятие, нежели улица. Это, во-первых. А во-вторых,
нумерация домов ведется не по улицам, а по периметру околотков в порядке их
застройки. Поэтому, прежде чем пойти к какому-то японцу в гости, неплохо бы
было обзавестись схематическим планом, как к нему добраться.
Наверное, хаотичность Токио в сопоставлении четкой планировкой других
крупнейших столиц мира - явление не случайное. Эта черта - главное отличие
островного народа от своих континентальных соседей. В своем мироощущении
японцы ставят все естественное выше искусственного. Японский повар видит
свою цель не в том, чтобы навязать природе свою красоту, а в том, чтобы
подчеркнуть ее, японский повар стремится выделить натуральный вкус продукта,
в отличие, скажем, от изощренной изобретательности мастеров китайской и
французской кухни.
И все-таки, Токио - мозг и сердце Японии, сгусток ее энергии, фокус ее
противоречий, средоточие ее надежд.
Праздники в Японии. Шоу на языке цветов
В Япониии любят праздники. Их там устраивают, чуть ли, не по любому поводу.
Хотите примеры? Пожалуйста.
Например, одно из самых грандиозных цветочных шоу - Международный фестиваль
орхидеи, который проводится в конце февраля-начале марта. Цветы являются для
японцев одним из способов выражения своего отношения к миру и друг другу.
Они символизируют гармонию и красоту. Существует даже особый язык цветов,
ведь каждый цветок - это символ.
Во время этого праздника Токио трудно узнать: весь город заполняют орхидеи.
В отличие от подобных фестивалей в других станах мира токийский считается
самым престижным, зрелищным и представительным. В прошлом году в нем
участвовало более 20 стран, которые выставили в общей сложности около 70
тыс. орхидей всех сортов и разновидностей. На фестивале можно увидеть
орхидеи последней селекции, а также самые изысканные и причудливые
флористические композиции из этих цветов.
Победители фестиваля получают немалое денежное вознаграждение. В прошлом
году первая премия составила $17 тыс.
Особым событием становится показ тоеран - традиционных японских орхидей.
Гости фестиваля имеют возможность посетить основные места выращивания
орхидей вокруг Токио. Фестиваль пользуется огромной популярностью у японцев:
в день на шоу цветов приходит до 50 тыс. посетителей. В прошлом году на
празднике побывало 350 тыс. человек.
Новое японское летоисчисление
11 февраля Япония празднует День основания государства (Kenkoku
Kenen-no-hi). Большинство праздников в Японии являются императорскими,
однако после второй мировой войны, когда с императорской Японией было
покончено, их пришлось приспособить к новой политической реальности. Вот и
День основания государства раньше назывался Днем основания нации и по
традиции определялся датой снования первой императорской династии - 11
февраля 660 года н. э., когда на престол взошел первый император Дзимму
(Jimmu). Восстановили праздник лишь в 1967 году, заменив "основание нации"
"основанием государства".
Японские императоры считают себя потомками синтоистской богини Аматерасу -
прародительницы всех божеств синтоистского пантеона, поэтому и праздник
наиболее торжественно отмечается в синтоистских храмах, где проводятся
богослужения и праздничные церемонии. В этот день также устраиваются
народные гуляния, куда все приходят в праздничных кимоно, проводятся
торжественные шествия и подаются обильные угощения.